четверг, 21 августа 2014 г.

О насущном: весло

Польша, Новый Сонч, майские слаломные сборы, первые в моей жизни
Когда-то в 2010 году, когда я только начинал заниматься каякингом на любительском уровне и пришел в клуб "Три Стихии", то знаний снаряжения у меня не было. Ни опыта, ни понимания что и для чего тут нужно, поэтому я довольно дико смотрел на весь ассортимент магазина, а так же на цены и не мог понять надо это мне или нет. Все это сподвигнуло меня к изучению вопроса снаряжения и постоянными расспросами людей по опытнее о качестве, надежности и эффективности. Все свои выводы я делал основываясь на чужом мнении и, в большинстве случаев, это мнение было верно и помогало мне сделать правильный выбор. 
Сейчас, спустя четыре года, я являюсь райдером этого магазина и имею возможность сам и на себе изучить все преимущества того или иного снаряжения, узнать всего его возможные плюсы и минусы. 

Весла
Весло Hercules - моя новая радость
Весло - одно из главных и немаловажных атрибутов любого уважающего себя каякера. Каждый выбирает весло под себя, руководствуясь разными требованиями, начиная от стилей и предпочтений в катании, будь то сплав, фристайл, слалом или кануполо и заканчивая личными требованиями и особенностями. Когда я пришел заниматься каякингом, то мой основной выбор пал на слалом и фристайл. Слалом я занимался для изучения азов каякинга и приобретения чувства лодки, а фристайл должен был стать (и стал) главным видом каякерской активности. 
В тот год одной из первых моих покупок была покупка нового и правильного весла. К этому приобретению я подошел со всей долей ответственности и большим багажом знаний, полученных из интернета и от друзей и гуру каякинга. 
Тогда мне сказали несколько немаловажных факторов, которыми должно обладать весло фристайл каякера:

  • Оно должно быть коротким (тогда бытовало мнение что для фристайла чем короче тем лучше) !НЕПРАВДА!
  • Оно должно быть максимально легким 
  • Оно должно быть с маленьким градусом между лопатками (ни о каких 90 градусных веслах речи быть не может, 0-45, не более)
Это была только часть рекомендаций, что бы не запутать читателя я сократил первый список и ниже изложу полный, доработанный на личном опыте список требований к веслу.
Ещё в тот год я попал на свой первый фристайл выезд - Весеннюю Мсту, а так же подружился с первыми настоящими фристайл каякерами и сыскал у них совета по поводу модели и марки весла. К моему счастью моими советчиками были Миша Буров и Рыбников Иван, которые (как и я сейчас) являлись фанатами весел от фирмы Adventure Technology и считали их модели Standart одной из лучших для фристайла, услышав все их доводы и пожелания, я приобрел свое первое весло и стал с ним кататься. Могу сказать сразу, что оно мне очень понравилось, я также стал считать это весло лучшим в мире и всячески его нахваливать, трюков я тогда толком не делал и характеристики и размеры весла понять не мог. Потому купил самое короткое и с минимальным разворотом. На первое время этого хватило.
Первый выезд в Платтлинг, второй раз в бочке
Сейчас, вспоминая свой выбор, я совсем не жалею, но считаю, что длину весла можно было выбрать и другую. И коли речь зашла о требованиях, то перейдем к финальному списку моих предпочтений в веслах.
Полный список требований к веслу by Stasyan:
  • Весло должно быть длинным, для каждого человека эта длина будет разной, я со своим ростом в 186 см имею весло в 200 см и теперь стал этим фактом окончательно доволен. Я могу доставать до воды на сложных трюках (McNasty, PhoenixMonkey, TrikyWoo и пр.), не испытываю проблем с гребками и отлично управляю лодкой на любом плейспоте.
  • Весло не обязательно должно быть легким. За последние два года я перепробовал многие модели весел AT и пришел к выводу, что весла стоит делить по фактору жесткое и мягкое. Жесткие весла, как правило, намного прочнее мягких моделей, не играют на воде, держат гребок и имеют больше веса, за счет усиления их требуемыми материалами. Такие весла часто идут с усилением лопатки и имеют долгий срок эксплуатации. Вторая категория весел - легкая, это именно выбор спортсменов. Когда во фристайле речь заходит о сложных трюках и постоянном их исполнении, то нужно выбрать весла облегченные, которые за счет своей конструкции смягчают нагрузку на руки при выполнении сложных трюков, где весло постоянно контактирует с водой против течения. 
  • Разворот, градус должен быть минимальным, все верно и ничего в этом совете за последнее время не изменилось, для катания на бурной и гладкой воде градус должен быть минимальным, иначе многие трюки будет очень сложно выполнить.
  • Усиленные или стачиваемые лопатки, разница, как понятно из названия, в их долговечности и прочности. Усиленные лопатки встречаются во всех веслах AT серии Elite, они используются как на самых прочных веслах, так и на облегченном весле для фристайла, модель Super Light. Тут все логично, усиленные лопатки увеличивают срок жизни весла, но за это придется дороже заплатить. Лопатки стачиваемые - это классическое исполнение весла, современные технологии и материалы способствуют максимальному сроку жизни этого весла, но оно прямо зависит от стиля катания каякера, если это постоянные камни, то весло достаточно скоро придет в негодность и его рабочий объем лопатки уйдет, придется покупать новое. Но с такими проблемами часто сталкиваются профессионалы, которые много времени проводят на воде, любители об этой проблеме слышат редко. Эти модели лопаток достаточно доступны и отлично подходят для всех.
  • Гнутый или прямой шафт - довольно распространенный и интересный вопрос. На него я отвечу своим мнением, которое не хочу никому навязывать. Один из плюсов весла АТ - это их фирменный анатомичный шафт (гнутый), который легко и интуитивно ложится в руку и больше не хочет никуда выскальзывать или сползать. Гнутый шафт максимально приближен к правильному положению руки, которая при долгой гребле и сильных нагрузках устает меньше за счет комфортного положения. Когда я впервые взял это весло в руки оно само в них легло и с тех пор я не могу найти этому аналогов. 
  • Зачем изолента на весле? У кого-то есть у кого-то нет? Я считаю это личной особенностью каждого каякера. Изолента понижает возможность руки соскользнуть с шафта и оставаться в нужном положении. Кому-то это необходимо, ибо весло часто проскальзывает или вылетает, другим это вовсе не нужно. У меня это дело привычки и личного комфорта. 
И исходя из этих факторов, мой последний выбор пал на весло Hercules - это модель фирмы Adventure Technology с их фирменным гнутым шафтом, весло выполнено полностью из карбона, лопатки стачивающиеся, не усиленные, длина 200 см и минимальный разворот.

Почему именно это весло? 

  • Я никогда не катался с веслами выполненными полностью из карбона, а так же без усиленных лопаток. 
  • Это весло становится при своих размерах легче своего аналога усиленного кевларом и нестачивающимися вставками в лопатках. 
  • За счет этой разницы весло должно было (и есть) мягче и плавнее реагировать на сложные элементы во фристайле, тем самым облегчая немалые нагрузки, которые каякер получает во время тренировок.
  • Как факт, во время недельных тренировок в Лиексе (Финляндия) я не испытывал проблем с локтями и плечами. Весло (как и ожидалось) отрабатывало все нагрузки на ура, хорошо цепляясь за воду, удерживая гребок и не нагружая суставы избыточными рывками. 
На данный момент я катаюсь с этим весло чуть более недели и делюсь своими первыми впечатлениями, которые получены от катания только на бурной воде. Впереди Братислава, Платтлинг и зимняя Уганда вперемешку с бассейном. За это время я успею испытать это весло как следует и сказать остался ли я при своем мнении или нет.

Немного стопкадров с тренировок в Лиексе, короткое видео будет чуть позже.
 Инициация McNasty
 Выход на прыжок
Завершение McNasty
 Инициация Back Loop
 Прыжок
Приземление
 Инициация Phoenix Monkey
Выход на прыжок


Вспоминая лето: Лиекса

Вспоминая лето: Лиекса from Stas Vasilev on Vimeo.

За помощь в реализации моих проектов и планов я благодарю магазин paddler.ru
Stasyan

2 комментария:

  1. Единственный спорный момент: что для твоего роста подойдет под определение "короткое" или "длинное" весло.

    У тебя разница роста и длины весла - 15 см.
    У меня +/- 25 см (рост 1,61 см, весло 186).

    Столкнулась с этим, когда выбирала первое весло. Купила 176 см, быстро поняла, что мало. С удовольствием поменяла на весло на 10 (!!) см длиннее.
    Эта статья была бы весьма полезна в тот момент :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший комментарий.
      Потому и написал демократично, у каждого по своему длина выходит и формулу тут единую не выпишешь.
      Но надо стремится к длинному веслу для себя, вот =)

      Удалить