вторник, 21 октября 2014 г.

Outfitting Project X


Аутфитинг — важная часть лодки, занимающая в выборе каяка одно из главных мест. И если раньше к этой важной детали относились не так серьезно, то сейчас можно заметить, как каждый производитель уделяет много внимания этому слову — Outfitting, которое дословно можно перевести как оснащение или оборудование. Каждый винтик, стропу, кусок пены и бутылку для воды можно считать частью этого иностранного выражения.
И теперь, расшифровав заголовок поста, стоит перейти к его главной идее, рассказу об аутфитинге, на примере конкретной модели лодки, а именно Project X. Это будет моя третья статья об этом каяке, которая завершит начатую трилогию.


Мнение:

Первое, что делает человек, покупая себе каяк — это садится в него, хотя что еще с ним делать. Больше всего времени в каякинге вы проводите именно сидя в лодке, поэтому удобство, комфорт и контакт с каяком крайне важны. 
Чаще всего хватает первого впечатления. Посидев несколько минут, кажется, что нареканий нет и можно переходить к тесту на воде. Вроде все правильно, но это мнение ошибочно. 
И нюансов здесь много. Если опытный атлет сразу знает, что ему нужно проверить в лодке и чего не хватает в настройке, то новичку чаще всего достаточно комфорта, в ущерб управляемости. А бывает, что выбирается малый объем лодки (ведь на нем легче тренироваться на гладкой воде), таким образом повышается управляемость, легкость исполнения трюка, но комфорт сводиться к минимуму, вследствие чего, часто затекают ноги или болит спина. 
Конечно, аутфитинг нельзя обвинить во всех грехах, но можно сказать, что уделив его настройке достаточное внимание, можно добиться положительных результатов, что прямо отразиться как на комфорте и удобстве, так и на росте мастерства управления.
К каждой лодке существует свой подход, который вырабатывается со временем, своим опытом и методом проб и ошибок. Настройка лодки под себя — довольно деликатная вещь, это касается пластиковых лодок ничуть не меньше, чем композитных. 
Введение пора закончить, иначе можно зайти далеко в рассуждения, из которых потом будет сложнее выбраться. 

Первые шаги:

Выбрав размер своей будущей лодки, вы начинаете осваиваться с её комплектацией и внутренней начинкой. Чаще всего, лодка, пришедшая с завода, не настроена под вас. Все пенки и упоры лежать в мешке, а сидушка и спинка так же требуют внимания. 
Зная главные принципы настройки лодки, можно выполнить первую подгонку аутфитинга. Почему первую? Потому что обычно первая настройка не бывает идеальна и требует дальнейшей доработки, иногда неоднократной. 

Принципы настройки:
Посадка атлета в лодке должна быть правильная на все сто. Главное от чего я всегда отталкивался — это ровная спина, высота посадки и весовой баланс, равно распределенный по всей лодке. 

Баланс:

Вес должен быть распределен равномерно. Очень частая ошибка — сидение на корме. Это приводит к сильной потере в управлении лодки и ее стабильности на воде. Чтобы не допускать эту ошибку, первое, что нужно сделать с лодкой — это начать настройку ее сидушки, если вы сильно отклоняетесь назад, то стоит придвинуть сидушку вперед или, соответственно, наоборот. Хорошо, когда вес атлета распределен равномерно и сосредоточен по центру. 

В случае с моделью Project X старого образца есть один интересный момент — ход сидения зависит от боковых креплений. Там есть рельс, который и создает этот ход. В один момент мне показалось, что длинны этого хода не достаточно и с помощью пилы, в перочинном ноже, я увеличил длину проушины. Это помогло добиться нужного положения сидушки на тот момент и ничуть не уменьшило прочность боковых креплений, где эти проушины создавались похожим образом. Шаг ограничивается железными шайбами.
Замечание 

При настройке сидения стоит ослабить коленные упоры, это даст больше свободы во время работы с аутфитингом, ведь в зависимости от вашей длинны ног и вашего положения так же меняется угол коленных упоров.

Ровная спина:
После достижения видимого баланса, стоит снова закрепить сидушку, коленные упоры можно немного зафиксировать (в будущем, во время настройки высоты, возможно, потребуется снова изменить их угол). После первого шага переходим к очень интересному действию — нужно настроить сидушку под анатомию вашей пятой точки и личный рост, соблюдая правило прямой спины. Для настройки моего Project'а мне сильно помогла эта статья, которая показала несколько важных принципов настройки лодки. 
Изучаем статью, берем обычную пенку, клей, серебряный скотч и то, что дается в комплекте с лодкой. Начинаем с выстраивания анатомичноверного сидения, которое подходит именно вам, делаем акцент на то, что в бедрах должен быть подъем, который будет поднимать ваши ноги и упирать их в борта. В общем, всё это сказано в статье. Далее создаем свой кок блок, как оказалось очень важный элемент сидушки. Этот небольшой кусок пены уменьшает сползание вперед, тем самым увеличивая контроль лодки. После настройки подъема ног и кок блока, стоит перейти к настройке задней части сидения, которая будет отвечать за наклон спины и снижать сползание назад. Если от сползания назад защитит высокий угол пены на конце сидения, то с общим наклоном стоит поработать повнимательнее.


(может на фотографии разница не сильно заметна, но она есть!)
Тут дело обстоит в том, что наклон сидушки играет очень важную роль. Например, если человек сядет на пол и расслабится, то он окажется сутулым. А вот если положить под копчик, хотя бы, один слой пенки — это немного выпрямит спину и изменит его положение. По таким принципам и стоит работать. Конечным результатом должна быть ровная спина каякера, когда он сидит в лодке с затянутыми упорами. Прямая осанка — не только красиво, но и крайне полезно, и правильно для занятия каякингом, особенно, если стоит цель выполнения трюков и повышение качества управления лодкой.
Замечание

(достаточно тонкой насечки, которую вы узнаете, хотя моей тут не видно 0_о)
Лодки старого образца расположены на рельсе и не имеют жесткого крепления винтом, из-за чего за время постоянного использования сидушка периодически съезжает вперед. С этим стоит просто смириться. Для контроля идеального положения сидения и его миграции, я делаю засечку на рельсе, по которой и определяю как обстоят дела. 

Высота:

Высота сидения во фристайле не менее важная часть. Если лодки с каждым годом становятся все короче, то каякеры сидят все выше. Прогресс не стоит на месте. И, правда, после уже привычного высокого положения, сидеть на низкой сидушке, в чужой лодке — крайне неудобно. 
Высота сидения помогает увеличить рычаг нажима, углы поворота и просто повысить управляемость каяком, хотя вначале это сильно бьет по вашему мастерству эскимосского переворота, особенно если сидушка за раз поднялась на 7 сантиметров. 
Для меня базовая высота сидения — это локти, не касающееся деки, но тут своя особенность — длинные руки. Высоту каждый подбирает сам, тут надо экспериментировать и постоянно пробовать. Чаще всего одной тренировки не достаточно, чтобы понять то ли это. 
Практика показывает, что в бочках сидят выше, а на волне можно опустить сидение пониже.
Замечание:

(на фото два слоя пены, для подъема, а еще это похоже на лицо робота)
Для регулировки высоты проще всего использовать нарезанные листы обычной туристической пенки, как это сказано в шаге 5, той самой статьи, которая упоминается тут уже не раз.
Так же высота посадки помогает избавиться от такой проблемы, как удары спиной об деку лодки. Но, как показывает практика, иногда эта проблема может быть на анатомическом уровне (чаще всего это можно было услышать от людей, тренирующих лупы). Можно так же проклеить саму деку пеной, но в это стоит погружаться, только если настройка высоты не дала достаточных результатов.

Боковые и ножные упоры:
После всех вышеперечисленных действий, стоит закончить ножными упорами. Если во время настойки анатомии сидения и высоты посадки достаточно, чтобы базовый пенный блок лежал у вас в ногах, то после окончания первых настроек надо переходить именно к ножным упорам. Во время финальной настройки желательно подогнать пенные упоры в ногах так, чтобы ноги упирались в пену без дискомфорта. Если сидя в лодке, без затянутых спинных строп, ноги чувствуют себя комфортно и не затекают, то это уже полдела. Далее нужно добиться комфорта и при затянутых упорах. Ноги должны быть распертыми и давить как вперед ступнями, так и вверх коленями, чем больше контакт и меньше скольжение, тем лучше контроль и, тем самым, управление. Но без фанатизма. Легкий люфт необходим. Полное закупоривание чаще всего приводит к затеканию ног.

Немаловажный момент настройки — боковые упоры. Чаще всего неправильно настроенные боковые упоры являются причиной затекания ног. В целях избежания этого, стоит снять их с позиции, которую они занимают — это заводская позиция. После того как вы поменяли положение сидушки и изменили высоту, их положение, скорее всего, стало не актуальным. С помощью пены нужно добиться сильной фиксации таза сверху и сбоку. Если, садясь в лодку, приходится втискиваться в нее — ничего страшного. Главное без фанатизма. Упоры должны удерживать вас и создавать максимальный контакт с лодкой, а не пережимать ваши вены. Положение упоров стоит менять не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, идеально, когда они удерживают ваши ноги у начала бедер.

Завершение настройки:
После того, как работы над балансом, высотой посадки, прямой спиной и анатомичной сидушкой закончены, стоит переходить к финальным штрихам. Очень удобным добавлением к аутфитингу будет подклейка стандартных пенок, прилагающихся в комплекте с лодкой (они клинообразной формы и на самоклеющемся скотче). Идеальным местом для них стали коленные упоры. Пена отлично клеится в том месте и помогает добавить не только комфорта во время распора ногами, но и с помощью своей формы избавиться от сползания колен вперед.

Замечание:
Часто можно увидеть полоски скотча, заклеивающие болты, находящиеся снаружи лодки. Кто-то считает, что это нужно для повышение водоизоляции, но чаще всего это остается после переездов с места на место. Таким образом каякеры страхуют эти элемент конструкции от разбалтывания и потери. 

Так же из-за того, что в 2012 году было много путешествий и пришлось сменить немало лодок, пришла в голову идея сменного аутфитинга. Все пенки, которые были использованы для формирования сидения, сидят на одной тонкой базовой пенной основе, которая закреплена обычным серебряным скотчем. Эту базу я мог за несколько минут перекинуть с одной лодки на другую и подготовить новый каяк под себя. В то лето базовый аутфитинг всегда перемещался в моем бауле.

Новый аутфитинг:  

Новый аутфитинг Wave Sport, который с 2013 года начал выходить на всех их лодках, сильно облегчил настройку и подгонку каяка под себя, таким образом, ушла надобность подклейки пены под бедра для распора в коленях, стало проще фиксировать положение сидушки и отказаться от засечек контроля сползания. Новая система проще в настройке и подгонке перед первым катанием, но все то, о чем говорилось выше, не теряет актуальности и здесь, главные принципы не поменялись, их просто стоит адаптировать к новой системе.

Из приятных новостей стоит так же отметить, что покрытие сидушек, начиная с 2012 года, больше не облезает, оставаясь долгое время таким же привлекательным. Но это уже лирическое отступление.

Бонус трек:

Хорошего аутфитинга, иногда, бывает не достаточно и хочется добавить еще несколько опций, для того чтобы улучшить контроль лодки. Среди многих фристайл каякеров выбор зачастую падает на такие вещи, как ремень для сидушки и надувной элемент.
Многие начинающие каякеры на тренировках часто спрашивают о преимуществах и причинах использования этих инородных предметов. Поэтому стоить уделить этому вопросу несколько строк.

Ремень:


Очень популярно использовать ремень, позаимствованный с борта самолета, авиакомпании которая ваз привезла, допустим в Уганду. Так же все чаще можно увидеть самодельные конструкции с использованием самосбросов. Исполнение может быть разное, но идея всегда одинаковая: увеличить свое слияние с лодкой за счет встегивания себя в сидение. Это положительно влияет на выпрыгивания, закручивания и те элементы, которые требуют от вас максимальной точности в передачи инерции от тела к лодке. На данный момент, самым интересным исполнением для ремня считаю конструкцию с липучкой. 
Надувной элемент:

Надувастик, вымя, хэппи трастер — все это надувные элементы, которые зачастую можно увидеть между ног у родео каякера. Тут, как и с ремнем, идея одна, а исполнение разное. Надувной элемент помогает избежать продавливания юбки, тем самым исключить ее срывание и потерю рабочего объема во время сплава или выполнения элемента. Выгнутая вовне юбка визуально дает больше объема, которые на деле работает тоже в плюс, давая вам сильное выпрыгивание и не закусывая вас при носовых свечах. Итак, надувастик — очень полезный элемент лодки, без которого не мыслит себя современный родеист. 

Если эта статья кому-то помогла, то я буду очень рад.

Спасибо за внимание!
Stasyan
Спасибо интернет-магазину paddler.ru за помощь в изучении лодокProject X.

Комментариев нет:

Отправить комментарий